Москвичам вернут летнюю усадьбу «Останкино» XVIII века


Уникальная усадьба «Останкино» с единственным в мире сохранившимся деревянным театром находится на масштабной реставрации. Позади уже два года кропотливой работы, но дел впереди еще много. Для москвичей и гостей города усадьба откроется в своем первозданном виде в 2028 году. Как и 200 лет назад, здесь снова будут давать концерты и спектакли.

Сейчас летнюю увеселительную усадьбу, построенную по приказу графа Николай Шереметева, сложно узнать. Строительные леса надежно спрятали главное здание дворца, сердцем которого был театр, Египетский и Итальянский павильоны — везде кипит работа. Поблизости раскинулся строительный городок с мастерскими, в которых художники работают с деревом, камнем и лепным декором. «Останкино» — уникальный объект мирового значения, настоящий шедевр XVIII века. Здесь нет мелочей и подлинно все: от фундамента до конструкций кровли, включая мраморные, золоченые детали, зеркала, обои, паркеты, окна. Каждый элемент нуждается в бережной реставрации, поэтому все делается вручную, как при строительстве усадьбы. Даже топоры у плотников заточены по образцу того времени», — рассказал руководитель департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.

В этом театре играет даже дерево — то роль бронзы, то мрамора

Проект дворца принадлежит итальянскому специалисту Франческо Кампорези. Основным материалом тогда выбрали дерево из-за низкой стоимости, но главное, высоко ценя его акустические свойства и возможности создавать оригинальный декор. Но увы, древесина недолговечна. К тому же, дворец никогда не отапливался и влажность и протечки за два с лишним века серьезно повредили здание снаружи и внутри.

В самом роскошном помещении — театре, куда реставраторы только собираются зайти, дерево имитирует разные материалы. Например, внушительную, казалось бы, бронзовую люстру в зале. Ей больше 200 лет, и чтобы переместить ее на время в фондохранилище, специалистам придется разбирать оконные проемы. Вместе с ней из усадьбы «переедут» еще свыше 1700 предметов, большей частью тоже деревянных. Даже колонны, которые окружают бельэтаж и кажутся мраморными, деревянные с картонной обивкой.

«Это же театр, здесь все должно было «играть роль». Изначально зал был модульным по примеру Версаля и легко трансформировался из театрального в бальный зал. К слову, полы сцены по-прежнему сделаны из досок XVIII века, а все предметы декора находятся на своих первоначальных местах», — отметила заведующая научно-хранительским отделом усадьбы Варвара Ракина.

Сохраняя подлинность усадьбы, реставраторы проводят сложные исследования, выясняют подлинность материалов и с ювелирной точностью восстанавливают каждую деталь.

Источник: rg.ru