Сергею Скрипке — 75, симфоническому оркестру кинематографии — 100: главный дирижер рассказал «РГ» о становлении кинооркестра


Сергей Скрипка: Кто дирижирует в кино?В субботу, 5 октября, в столичном Зале Чайковского пройдет большой концерт: столетний юбилей отмечает Российский государственный симфонический оркестр кинематографии и в этот же день главному дирижеру Сергею Скрипке исполняется 75. На сцену выйдут известные артисты и музыканты, хоровая капелла России имени Юрлова под руководством Геннадия Дмитряка. Вести концерт будут кинорежиссер Николай Лебедев и актриса Валерия Ланская.

Сергею Скрипке - 75, симфоническому оркестру кинематографии - 100: главный дирижер рассказал "РГ" о становлении кинооркестра

Сюжет концертной программы строится по страницам истории единственного в мире кинооркестра. Накануне Сергей Скрипка поделился с «РГ» своим взглядом на этапы этого большого пути.

Сергей Иванович, хотя оркестру 100 лет, вы часто говорите, что отсчет его истории для вас по-настоящему начинается со дня двадцатилетия коллектива — с концерта 1944 года…

Сергей Скрипка: Да, представьте себе, неимоверно тяжелое время для страны, казалось бы, не до праздников. А этот концерт состоялся и пришли на него все, включая руководство страны. Оркестр выступил тогда в одном из центральных залов столицы — Колонном зале Дома Союзов. Здесь целое созвездие имен — среди принимавших участие дирижеров и композиторов и Исаак Дунаевский, и Никита Богословский, и Арнольд Ройтман, и Давид Блок, и Григорий Гамбург.

Тогда звучала музыка Дунаевского и Богословского, Хренникова и Шварца из самых любимых кинофильмов. Исполнили только что записанную сюиту Дмитрия Шостаковича к картине Лео Арнштама о подвиге Космодемьянской «Зоя». Причем вели концерт всенародно любимые режиссер Григорий Александров и актриса Любовь Орлова, пели солист Большого театра Алексей Иванов и солистка Всесоюзного радио Наталья Рождественская… Это было действительно яркое событие, страница истории оркестра и страны.

Нынешний юбилейный концерт напомнит слушателям и о тех далеких днях?

Сергей Скрипка: Разумеется, мы будем исполнять не те ноты и не те произведения, которые оркестр играл в то далекое время. По отрывочным воспоминаниям мы приблизительно восстановили, как это было. Думаю, у нас получилась близкая к реальной реконструкция. Озвучим несколько фрагментов фильма Якова Протазанова «Аэлита», премьера которого состоялась в 1924 году. Представим музыку к первому советскому художественному звуковому фильму, снятому в 1931 году Николаем Экком, — «Путевка в жизнь». Далее пройдут 1940-е, 50-е, 60-е… Заканчиваем одной из наших самых последних работ — кинокартиной Сергея Урсуляка «Праведник».

Вы киноман с детства и остаетесь им до сих пор?

Сергей Скрипка: Могу сказать, что киноман по-прежнему, хотя такой возможности, когда я просто ходил в кинотеатр, сейчас уже нет, и занятость немного другая, и смотреть особо нечего. С годами становишься требовательнее — не все хочется смотреть. Иногда по подсказкам друзей смотрю что-то на онлайн-платформах.

В кинематографе есть такие «незаметные» и незаменимые мастера — музыкальные редактора… Расскажите о тех, с кем приходилось работать.

Сергей Скрипка: Я бы не сказал, что это были незаметные люди. Профессионалы высочайшей марки! Люди, которые знали не только свое дело, но и всех, кто к нему причастен. Эти мастера участвовали в создании больших хороших фильмов и не только проводили колоссальную оргработу, многие и сами были известными композиторами: Владимир Комаров, Евгений Птичкин… У каждого был свой круг авторов и режиссеров, они, как своего рода модераторы, могли уладить любые конфликты, возникавшие между режиссером и композитором.

Единственный в мире кинооркестр за сто лет принял участие в создании нескольких тысяч фильмов

Минна Яковлевна Бланк работала с Владимиром Меньшовым над картиной «Москва слезам не верит», она же свела Элема Климова с Альфредом Шнитке. Удивительная Раиса Александровна Лукина, работавшая еще с Эйзенштейном, Пырьевым, буквально ввела меня в мир кинематографа. Можно ли представить себе, к примеру, «Жестокий романс» без голоса Валентины Пономаревой? А ведь ее даже нет в титрах. Именно Лукина рекомендовала эту певицу, поняла, что именно этот тембр голоса нужен в этой картине. Совершенно феноменально Лукина всегда держала оркестр и дирижера в тонусе. Она познакомила меня с композитором Андреем Петровым, хотела, чтобы я начал работу с Ларисой Шепитько, которая внезапно перед началом съемок трагически погибла…

Сейчас в моде ремейки. Есть более и менее удачные. Вот, например, «Экипаж» 1979 года от Александра Митты с музыкой Альфреда Шнитке и «Экипаж» 2016-го от Николая Лебедева с музыкой Артема Васильева. Можно сравнить два этих музыкальных ряда?

Сергей Скрипка: Мое личное мнение: киномузыка Альфреда Шнитке — лучшее в его творчестве, тут сплошь шедевры. Кстати, в своих симфонических произведениях он потом использовал некоторые приемы и темы из фильмов. И в первом «Экипаже» музыка была абсолютно самодостаточна. Не случайно Митта «задавил» ее шумами, репликами: все скрипит, хрипит, звенит… Собственно, музыки вы там не услышите. Когда мы однажды исполнили номер под названием «Взлет» (это, как вы помните, очень драматичный эпизод — момент отрыва самолета от земли сквозь стену огня), я понял одно — тут не нужны ни реплики, ни шумы, все сказано музыкой! Думаю, и Митта, послушав этот эпизод и поняв, что тут экран не нужен, поэтому и «убрал» музыку полностью…

А во втором «Экипаже» у Артема Васильева музыка и экран сосуществуют на равных. Она не занимает первое место, но хорошо дополняет картину. Вообще симфонический оркестр дает особую глубину экрану, некий простор.

Сергею Скрипке - 75, симфоническому оркестру кинематографии - 100: главный дирижер рассказал "РГ" о становлении кинооркестра

Сергей Скрипка: Я киноман по-прежнему, но с годами становишься требовательнее — смотрю не всё. Фото: Предоставлено пресс-службой Оркестра кинематографии

В какой кинокартине, по-вашему, режиссер стал полноценным соавтором композитора?

Сергей Скрипка: Думаю, это «Жестокий романс» Эльдара Рязанова. Музыка Андрея Петрова и сами романсы, звучащие в нем, — одна из вершин вокальной лирики ХХ столетия, стоящая в одном ряду с сочинениями Алябьева, Варламова, Глинки и Даргомыжского. Совершенно потрясающая музыка, которая напоила этот фильм — не «раскрасила» (терпеть не могу эти раскрашивания фильмов), но придала нужную тональность, цвет, колорит…

Не говорю про фильмы Тарковского — там все очень сложно. Но вот, например, в «Утомленных солнцем» есть тема, про которую Эдуард Артемьев сам сказал: «Это Никита Михалков написал с помощью меня». То есть заставил композитора создать эту тему, буквально вытащил ее из автора.

А любимый свой фильм назвать сможете?

Сергей Скрипка: Их два — это «Обыкновенное чудо» и «Укрощение огня». Очень жалею, что пришел в кинооркестр, в профессию кинодирижера немного позже — не успел продирижировать замечательной музыкой, которая в этих фильмах звучит.

Кстати

Единственный в мире кинооркестр за 100 лет принял участие в создании нескольких тысяч отечественных фильмов. Сергей Скрипка служит бессменным художественным руководителем и главным дирижером коллектива уже более 30 лет.

В программе юбилейного концерта прозвучит музыка из кинофильмов «Путевка в жизнь», «Дети капитана Гранта», «Баллада о солдате», «Три тополя на Плющихе», «Большое космическое путешествие», «Раба любви», «Обыкновенное чудо», «Ах, водевиль, водевиль…», «Барышня-крестьянка», «Экипаж».

Источник: rg.ru