С 18 сентября по 19 октября на крупнейших культурных площадках города Москвы свое 30-летие празднует ансамбль современной академической музыки «Студия новой музыки». В рамках фестиваля «Студияфест» проходят различные концерты, перформансы, выставки и научно-образовательные мероприятия.
Одним из основных событий стал вечер в alma mater ансамбля, Большом зале Московской консерватории, 9 октября. Студия представила публике три главных балета начала ХХ века: «Треуголка» Мануэля де Фальи, «Парад» Эрика Сати и «Голубой экспресс» Дариуса Мийо.
Эти балеты прекрасны всем, к их созданию прикоснулись великие мастера: музыка написана передовыми композиторами нового индустриального ХХ века — Сати, Мийо, де Фалья, костюмы и декорации создали Пабло Пикассо и Коко Шанель, а современную хореографию ставили Леонид Мясин, Бронислава Нижинская (сестра знаменитого Вацлава Нижинского). Объединил лучших людей мира искусства не кто иной, как Сергей Дягилев.
Вклад Дягилева переоценить невозможно. Главный импрессарио на рубеже веков активно популяризировал русское искусство за рубежом, вдохновлял деятелей искусства создавать новые шедевры. Дягилев стал проводником новых идей, без него сложно представить развитие модерна или авангарда в музыкальном театре. Каждое сочинение, созданное при содействии Дягилева, является уникальным.
На примере Русских сезонов современную культуру развивает и обогащает Студия новой музыки, популяризирующая актуальную академическую музыку.
«При создании Студии новой музыки была выбрана верная концепция — освоение музыки, сочиняемой сегодня, возможно на базе академического образования. Поэтому студия была организована аспирантами консерватории, которые, уже имея опыт и багаж, могли взаимодействовать с современными композиторами. А по их стопам далее открылся Центр электроакустической музыки» — поделился ректор Московской консерватории Александр Соколов. Поэтому выбор трех главных передовых балетов эпохи модерн — не просто так.
Балет «Треуголка» испанца Мануэля де Фальи — триумф пиренейской экзотики. В основе роман Педро Аларкона с забавным сюжетом о том, как чиновник пытается соблазнить жену простолюдина. Сюжет с оптимистичным концом, где справедливость в конце восторжествует.
Сама музыка постимпрессионистская, а хореография не отстает от музыкального сопровождения в новаторстве и динамике. Известно, что часть музыки была оркестрована Морисом Равелем и Отторино Респиги. Переложение для камерного оркестра сделал молодой композитор Андрей Бесогонов. Ему удалось сохранить основные краски музыки, свое место нашли даже кастаньеты.
Но главное, на что зритель пытается обратить внимание больше всего — костюмы и декорации Пикассо. Броские и вычурные па, стилизованные под испанские народные танцы, очень ярко подчеркиваются пышными юбками у женщин, яркой гаммой цветов и красным платком для корриды, куда же без него. А вот чиновники здесь крайне буффонные, в стиле комедии дель арте. Это скорее не персонажи, а образы или маски.
«Парад» — другой хороший пример дягилевской коллаборации. Здесь костюмы авторства Пикассо (совместно с футуристом Джакомо Балла), хореограф-постановщик Леонид Мясин, либреттист Жан Кокто, автор текста программки — Гийом Аполлинер.
Это энциклопедия Парижа начала ХХ века во всех его проявлениях. Долой «прекрасную эпоху», теперь искусство должно показывать настоящую жизнь. На театральную сцену вышли массовые жанры — мюзик-холлы, ярмарки, балаганы, регтаймы и кино. Резонанс, возникший на премьере в театре Шатле, был сравним с ревом штыковой атаки, как сказал Кокто.
Действительно, сочинение было революционным и радикальным, а художников провозгласили деморализаторами и предателями. Эстеты тонкого французского искусства не были готовы к такому цирку — чего стоит только сольный номер коня (в костюме для двух человек). Дошло до судебных разбирательств, но в истории факт зафиксирован — «Парад» встряхнул мир искусства.
Автор «Сушеных эмбрионов» и «Бюрократической сонатины» Сати не поскупился всеми запрещенными «методами» в музыке. Она состоит из коротких фрагментов, которые механически перетасовываются или продлеваются, также здесь активно использованы шумовые инструменты (бутылофон, сирены, рулеточное колесо, револьвер, чечеточные ботинки).
Андрей Кулигин, переложивший их для камерного оркестра, сохранил тон необычного звучания партитуры. Парад — это выступление актеров, зазывающих прохожих в театр. Правда, актеры здесь в чудных огромных костюмах с самыми разными геометрическими формами.
Уставшая от кричащего искусства европейская публика сбегала на пляжный отдых на престижном поезде «Голубой экспресс» (аналог «Восточного экспресса»). Идея создать балет на эту тему принадлежит Кокто. Балет представляет собой расширенную версию рекламы курорта: главные персонажи — Красавчик, Теннисистка, Купальщица и Гольфист — флиртуют друг с другом, отдыхают и занимаются физкультурой. Вместе с ними расслабленно проводят время остальные отдыхающие, сатирически названные Кокто «распутницы и жиголо».
Картинность здесь в ярких оттенках, а модницы щеголяют в костюмах от Коко Шанель. Мийо умудрился написать современную музыку без современных методов, здесь привычные нам вальсы, тарантеллы, марши, напоминающие оперетты Оффенбаха, нет здесь и самого Мийо, известного по «Пасифик 231».
Переложение вновь сделали совместно Андрей Кулигин и Андрей Бесогонов. Музыка здесь архетипичная, но не менее вычурная и сочетаемая с происходящим на сцене.
Все спектакли проецировались на экран, спущенный на сцену зала. Балеты шли без звука, а оркестр их сопровождал. Дирижер, заслуженный артист РФ Игорь Дронов, будучи в наушниках, мастерски синхронизировал картинку и игру музыкантов, все движения попадали в такт музыки. Это не могло не привести в восторг публику. А что же звучало в тех наушниках: музыка с записи балетов или метроном — остается загадкой.
Источник: rg.ru