Выставку назвали «Где это видано, где это слыхано…» с расчетом на то, что посетитель вспомнит строчку из рассказа (или сцену из фильма), в котором два пионера забыли слова песенки, которую должны петь на школьном концерте, и из раза в раз повторяли первый куплет («Папа у Васи силен в математике…»). Но был еще вариант названия, лирический, по названию рассказа о светлячке — «Он живой и светится». Это вот про самого Драгунского, человека, который светил всегда, везде и всем.
Он родился в Америке 110 лет назад, в декабре, но через полгода после его рождения семья возвратилась в Россию, и потом Драгунский говорил, что Америка вызвала у него такое отвращение, что он решил вернуться на родину. Шутка вполне в хулиганском стиле, а писатель в автобиографии (с этой машинописи начинается выставка) и пишет, что его главный герой — это Том Сойер. И тут же фото Риты Драгунской с надписью «Мальчику моему на добрую память от хулиганки мамы».
У выставок в ГМИРЛИ всегда собственные сюжеты, хронология тут лишь ветер, поддувающий фантазию кураторов. В случае с Драгунским ветер был силен, и организаторам еле хватило стен зала, чтоб уместить творческую биографию героя.
…Второй отчим, актер, учил Витю «бить» степ, пародировать, с выражением читать стихи и иногда выпускал на эпизоды в спектаклях. Писать его никто не учил и поэтому, когда Витя уже занимался в студии актера и режиссера Алексея Дикого и принес свои первые рассказы, мастер ответил: «Артист из тебя получится, а вот писатель — нет». И в первой половине выставки ничто не напоминает о Драгунском-литераторе — кроме портативной пишущей машинки и стихотворения «Перед боем» во фронтовой газете.
Зато есть фото «Студенты на этюде», где Виктор дурачится в компании однокашников, сцены из спектаклей Театра транспорта, в который его взяли по окончании учебы, но на выставке почему-то нет ни одного снимка с Драгунским на сцене.
Зато тут есть… клоунский нос с очками. Еще один хулиганский трюк — наверное, в строгих драматических рамках было ему тесно — уход в 1944 в рыжие клоуны в Цирк на Цветном. Манеж — это была стихия Драгунского, он обожал дурачиться, его пластика и фактура были очень клоунскими: кудряв, силен, широкоплеч… Хватило его, впрочем, только на один сезон.
…Он сочиняет клоунские репризы, пишет юмористические номера для эстрады, песни, интермедии, куплеты… На выставке звучит знаменитая «Теплоход» в исполнении Утесова («Теплоход идет по морю, теплоход…») на стихи Драгунского. Рядом — фотографии с концертов ансамбля пародий под руководством Драгунского «Синяя птичка», в котором тогда еще не очень известные актеры (тут же список — Евгений Весник, Ролан Быков, Михаил Глузский, Евгений Моргунов, Татьяна Пельтцер, Юрий Яковлев…) шутили, пели, танцевали, пародировали известных артистов и поэтов.
Но птичку через какое-то время, проглотил «Крокодил», по выражению Драгунского, отнесшего свои фельетоны в сатирический журнал. А потом его друг Юрий Нагибин помог пристроить «Он живой и светится» в «Знамя»…
Сидящие в коробочках светлячки. Девочки, качающиеся на шарах. Стучащие по клавишам аккомпаниаторы Борисы Сергеевичи. Прохожие с кашей на шляпах. Шпионы Гадюкины, Денисы и Мишки… Все или почти все «Денискины рассказы» можно проче…, то есть изучить на первом этаже выставки. Живые и смешные герои Драгунского все здесь — в запомнившихся с детства и навсегда иллюстрациях Чижикова, Зальцмана, Скобелева, Горяева…
— Звонит у нас недавно телефон, — рассказывал на вернисаже сын Драгунского Денис Викторович, тоже писатель. — Алло, квартира Драгунских? — Да. — А кто это? — Денис. — Привет, Денис, позови папу.
Вот и получается: Виктор Драгунский вечно живой, а его Денис вечно юный.
Источник: rg.ru