С сентября 2023 года корпоративные клиенты в России не могут пользоваться лицензионной продукцией Microsoft. Поиск альтернатив программам займет длительное время, однако российские разработчики смогут заменить мессенджер MS Teams. Об этом специально для АБН24 рассказал генеральный директор АО «Информтехника и Связь» Артем Чепрак.
Фото: freepik.com
Доля MS Teams в сегменте корпоративных коммуникаций в России
В начале 2022 года MS Teams занимал существенную долю на российском рынке в сегменте корпоративных коммуникаций. Веской причиной этому послужило его наличие в пакете продуктов Microsoft Office 365. Точную долю оценить трудно, но она была никак не меньше 30%, возможно, доходила до 50%. Примечательно, что и сейчас, после официального ухода Microsoft с рынка России, MS Teams остается одним из самых популярных платных мессенджеров. Не стоит забывать и про другие продукты Microsoft 2 Lync, Skype for Business, компании также продолжают их эксплуатацию.
Ущерб для российского бизнеса после сентября 2023 года
Часть компаний получат ущерб от ухода Microsoft в краткосрочной перспективе – им придется тратить свои ресурсы на быстрое решение игнорируемой ими ранее проблемы. Но так как вектор развития отношений с западными вендорами определен не сегодня, рынок, в целом, успел подготовиться к переменам.
В долгосрочной перспективе бизнес может получить не ущерб, а, напротив, выгоду: решения компании Microsoft будут постепенно вытеснены российскими разработками. Да, скорее всего, поначалу произойдет резкий всплеск покупки «серых» лицензий, но со временем рынок поймет, что это тупиковый путь, и перейдет на легальные отечественные решения.
Стоит также отметить, что если в прошлом году вопрос импортозамещения стоял как никогда остро, то в настоящее время ситуация уже стабилизировалась.
Предложения отечественных разработчиков
В стране есть достаточно решений, которые позиционируют себя как корпоративный мессенджер. Примечательно, что они имеют различные источники происхождения. Не всегда исходной точкой было желание сделать именно корпоративный мессенджер. Многие продукты имеют корни в ВКС, приложениях для коллективной работы, системах CRM и BPM. Сейчас они развиваются по-разному и идут своим путем. Разработчики ориентируются на разные сегменты рынка: СМБ, крупный бизнес, банки, ИТ-компании, подстраиваясь под них.
Плюсы перехода на российские продукты
Ограничения дали российскому бизнесу уникальную возможность переориентироваться на свой рынок и начать использовать отечественные продукты. Российские решения применяются как в государственных структурах, так и частными лицами. Среди плюсов можно выделить следующие.
Снижение рисков в сфере информационной безопасности и других областях. Теперь риск утечки данных минимален, в сервисном обслуживании не будет отказов, а также есть возможность масштабировать продукты. Российские ИТ-продукты могут предложить более высокий уровень сохранности данных, так как они соблюдают российское законодательство и регулятивные требования. Это может быть особенно важно для организаций, работающих с конфиденциальной и критически важной информацией. В стране существует постоянно пополняемый реестр отечественного ПО, из ассортимента которого можно выбрать продукт под любой бюджет.
Русскоязычные решения. Вся документация и оказываемая поддержка на родном языке. Помимо этого, соотечественникам легче договориться между собой. Следовательно, объяснить что-либо со своей позиции намного легче. Российские ИТ-продукты могут иметь специфические функции, которые востребованы на российском рынке.
Доработка под индивидуальные требования. Наши разработчики заботятся о сохранении лояльности клиентов – чаще идут навстречу их пожеланиям, чего было практически невозможно дождаться от иностранных вендоров, особенно от крупных компаний. Их решения создаются на огромное число пользователей со всех уголков мира, и Россия со своим объемом закупок иностранного ПО, не превышающим 2%, – не самый важный рынок для них.
Техническая поддержка. Переход на российские ИТ-продукты может обеспечить лучшую техническую поддержку и своевременное реагирование на запросы пользователей. Это может улучшить опыт работы с продуктом и повысить уровень удовлетворенности пользователей.
Улучшенная совместимость. Когда компании используют отечественные решения, им проще решать вопросы интеграции в существующую ИТ-инфраструктуру. Российское ПО для бизнес-коммуникаций, например, интегрируется с такими сервисами, как DLP, СКУД, CRM и другими.
Поддержка отечественного рынка. Переход на российские ИТ-продукты поможет поддержать развитие отечественного рынка и местных компаний, способствуя их росту и инновациям в технологической сфере. Также это способствует развитию и созданию новых рабочих мест. Это стимулирует укрепление российской экономики в целом.
Низкая стоимость. Это также немаловажный плюс. С учетом государственной поддержки разработки, поддержки малого и среднего бизнеса, а также сравнительно невысокой стоимости в РФ, отечественные вендоры имеют возможность предлагать рынку решения по конкурентным ценам.
Дальнейшее развитие ситуации в сфере российских коммуникаций
Компании, которые только планировали переход на отечественное ПО, начнут его в ближайшее время. В среднесрочной перспективе рынок бизнес-коммуникаций станет преимущественно российским. Прямой конкуренции с западными вендорами не будет, но отечественные разработчики будут следить за трендами на мировом рынке и внедрять наиболее актуальные функции в свои решения.
Возможно, у российского рынка появится своя специфика, так как не весь функционал популярный за рубежом, автоматически становится популярным и в нашей стране. Например, та же Microsoft идет по пути активного внедрения виртуальной реальности. Среди российских разработчиков и заказчиков это отклика не находит.
Ограничения позволили раскрыть потенциал отечественных разработчиков. Также компании получили хорошую поддержку от государства и возможность занять значительную долю рынка, успешно замещая зарубежные коммуникации и софт. Автор: Иван Потапов
Источник