Московский театр «Сфера» представил свою главную премьеру сезона — «Прозрачное солнце осени» в постановке художественного руководителя Александра Коршунова.
Спектакль основан на рассказах «трех Юриев» — Трифонова, Казакова, Домбровского — и рисует зрителю целую галерею образов и человеческих жизней, с их радостью и трагедией. А благодаря близости артистов (уникальная особенность знаменитого «сферовского» зрительного зала) и легкой, почти схематичной сценографии, каждая из историй способна тронуть до глубины души.
Как ни удивительно, зарождение этого спектакля произошло несколько десятилетий назад. Вот, как об этом рассказывал «РГ» сам Александр Коршунов:
«Когда я еще учился в Школе-студии МХАТ, у нас проводились встречи с разными выдающимися людьми. Одним из них был Булат Окуджава. И вот ему из зала задали вопрос: кого из современных писателей вы больше всего любите? А он так и сказал: «трех Юриев». И эти «три Юрия» как-то во мне засели, а я к тому же их читал, мне они очень нравятся. Хоть они и разные, во всех троих есть сущностная традиция русской литературы, русской психологической школы».
Любой спектакль, где действо построено на сменяющих друг друга рассказах, — задача изначально непростая. Создатели всегда рискуют получить на выходе разрозненную мозаику, этакий альманах, — быть может, яркий и динамичный, но с невнятным зрительским послевкусием и «кашей» из впечатлений. С «Прозрачным солнцем осени» совсем другая история — повествование не выглядит рваным, а наоборот, каждый сюжет словно продолжает предыдущий, перекидывая зрителя в новые места и даже времена, знакомя с новыми героями, но неизбежно с трепетом оставляя наедине с главным — человеческой судьбой.
Начинается все с рассказа Юрия Казакова «На полустанке» — на первый взгляд, совсем неприхотливой истории о любви. Девушка (Полина Каленова) провожает любимого (Даниил Толстых) в город. Прячет от слез лицо в платок, заглядывает милому в глаза — вдруг уедет и больше не вернется, вдруг встретит там другую? «Говорено было. Дай огляжусь — приеду», — отрезает парень. Но предчувствие не обмануло: тягостное, неспокойное прощание кончается резким, уже с подножки удаляющегося вагона, криком — «Слышь… Не приеду я больше! Слышь..»
О том, как играючи, можно сделать больно тому, кто искренне любит, — и «Неоконченный холст» Юрия Трифонова. Некогда знаменитый художник Сергей Муранов (Иван Мишин) в кризисе — от него ждут шедевров, но вдохновения нет. Верочка (Елена Маркелова) решает поддержать его и, восторгаясь откровенно слабым этюдом, уговаривает уехать в деревню — там свежий воздух, природа, там снова захочется рисовать! Муранов так и поступает, а через несколько лет приезжает в Москву уже со своей персональной выставкой, вот только Верочку он и не особенно узнает.
Один из самых ярких эпизодов спектакля — «Голубиная гибель». Этот рассказ Юрия Трифонова получился, наверное, самым трогательным. Его настроение задают неподражаемые Вячеслав Кузнецов и Людмила Корюшкина, играющие пожилую семейную пару, к которым вдруг прибивается голубь. Простые и добрые, муж с женой строят небольшой скворечник у окна, кормят настойчивого жильца, смотреть на птичку прибегают дворовые дети… Но вдруг оказывается, что и сам голубь, и старики с их причудой мешают новым соседям. Скандалисты доводят до суда, и приходится с голубем расстаться, но вот только птица не понимает, в чем дело и прилетает снова и снова…
«Прозрачное солнце осени» — спектакль о человеке и его внутреннем мире. Хрупком, беззащитном, который нарушить, а то и сломать, может любой. О том, как искренен, но и жесток бывает человек. Наконец, о том, как необходимо нам быть внимательнее и добрее друг к другу. И тогда, быть может, всем нам станет радостнее жить.
Источник: rg.ru