Если вам в детстве читали книгу Михаила Гаспарова «Рассказы Геродота о греко-персидских войнах», вам не покажется удивительной затея искать персидский след на Боспоре. Именно этим занялся Музей Востока, который на этой неделе открывает выставку «Ахеменидский след в Северном Причерноморье» (куратор Владимир Эрлих).
Краеугольный камень проекта — обломок мраморной стелы с письменами, где выбито имя персидского царя Дария. Выбито в камне — это про персов. Они любили оставлять для вечности сообщения на полях мраморных (и не только) стел, монументов и прочих крупногабаритных носителей, бывших в ходу веков так двадцать шесть назад.
Но вот этот конкретный кусок мрамора с именем Дария Великого (увы, каждый правитель рассчитывает на то, что останется в вечности с таким неоригинальным эпитетом, не подозревая, что нумерация все же надежнее) был найден недавно археологами при раскопках древней Фанагории, что была столицей азиатского Боспора.
Понятно, что, если стелы, прославляющие Дария, добрались до Северного Причерноморья, то прибыли они туда вместе с персидским войском. Трудно предположить, что их туда завезли морем хитроумные афиняне. Поэтому, сообщает заведующий отделом классической археологии Института археологии РАН, директор музея-заповедника «Фанагория» Владимир Кузнецов, «эта находка свидетельствует об участии древнегреческих городов Причерноморья в греко-персидских войнах».
Но одной стелой жив не будешь. И в экспозиции можно будет увидеть золотые и серебряные вещи эпохи Ахеменидов из Эрмитажа и Особой кладовой Музея Востока. Их объединяет то, что все они найдены археологами либо в Северном Причерноморье, либо в Западном Предкавказье. Благо еще в XIX в. при раскопках некрополя Пантикапея (это район нынешней Керчи) археологи находили ахеменидские царские печати и геммы. Большая их часть представлена на выставке.
Справедливости ради надо заметить, что не все вещи сделаны персами. Местные мастера учились быстро и переняли приемы, стилистику, образы персов. На выставке можно будет оценить мастерство не только ремесленников греческих полисов, но и златокузнецов из соседних варварских племен синдов, меотов и скифов.
Надо сказать, что златокузнецы, если и были варварами, то не в своей профессии. Свидетельством тому — золотые и серебряные сосуды, украшения костюма, даже детали конского снаряжения, изготовленные в ахеменидских мастерских Закавказья и найденные в курганах меотских племен — Ульских, Уляпских, Дыш-IV, Четук. Среди хитов выставки — золотой сосуд в форме рога с головой барана из Семибратных курганов — некрополя синдских царей.
Кроме того, отнюдь не только Эрмитаж и Музей Востока — счастливые обладатели золота и серебра эпохи Ахеменидов. Для выставки вещи из своих коллекций также дали Национальный музей Республики Адыгея, ГМИИ им. А.С. Пушкина и Государственный историко-археологический музей-заповедник «Фанагория», который образован в 2014 году.
Источник: rg.ru