Именной фестиваль знаменитой певицы Хиблы Герзмавы уже два десятилетия является одним из самых значимых событий, что создают национальный музыкальный ландшафт. В этом году форум получил новый импульс развития — как географический, так и творческий. Заключительный гала-концерт «Праздничные фанфары» форума «Хибла Герзмава приглашает…» состоялся на сцене театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.
Стартовав в 21-й раз в самом начале концертного сезона на родине певицы, в Абхазии, фестиваль побывал в 20 городах не только России, но и Казахстана и Беларуси. И в абсолютном большинстве концертов Хибла Герзмава с особым трепетом и заботой дарила возможность выйти вместе с ней на сцену молодым музыкантам — лауреатам I Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров, которому певица пожаловала свое имя, организовала его, провела..
В заключительном концерте приняли участие 12 певцов и пианистов из числа лауреатов, Московский государственный академический симфонический оркестр, а место за дирижерским пультом занял Ариф Дадашев, знающий конкурсантов со времен финала состязания. И, конечно, Хибла Герзмава была рядом со своими «избранниками». Естественно, для гала-вечера была выбрана сцена Музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко — родной дом и любимый театр Хиблы Герзмавы, также принимавший и ее конкурс.
Основу программы концерта составили арии и дуэты из русской, итальянской и французской оперной классики. Прозвучало и несколько русских романсов, дабы дать возможность «высказаться» концертмейстерам — победителям конкурса. Марк Ваза и Василий Попов оказались на высоте: эти музыканты достойны стать соавторами серьезных камерных программ оперных певцов из числа самых лучших .
Новое поколение оперных певцов — красивое, с замечательными голосами, но еще не всегда готовое к реальным испытаниям здесь и сейчас. Порой на качество их выступлений, несмотря на все старания дирижера, влиял «тугой» оркестр: частая история для филармонического коллектива, которому не хватает опыта и чутья для взаимодействия с самым уязвимым музыкальным инструментом — человеческим голосом. Впрочем, некоторым певцам все же пока недостает и личных достоинств: педантизма в чистоте интонации, точности фразировки и даже чувства вкуса в выборе концертного наряда.
К тем шансам, что дарит судьба, нужно быть готовым. И некоторые из лауреатов конкурса за прошедший с момента состязания год заметно преобразились профессионально. Например, сопрано Мария Лупарева или бас Ливей Хоу как вокально, так и артистически набрали силу. По-прежнему музыкальна и трогательна сопрано Елизавета Пахомова, но еще не приступила к расширению своего репертуара, ограниченного лишь Марфой в «Царской невесте» Римского-Корсакова.
Самый опытный пул лауреатов — это солисты Мариинского театра сопрано Ольга Маслова и Екатерина Савинкова, баритон Вячеслав Васильев и бас Глеб Перязев, прошедшие школу конвейера мариинских спектаклей и гастрольных дорог фестиваля Хиблы Герзмавы.
А вот победители конкурса Ольга Маслова и бас Алексей Кулагин за год начали заметную международную карьеру благодаря своим незаурядным голосам и, конечно, тому, что их заметил и взял в свое артистическое агентство член жюри конкурса, один из самых влиятельных в мире оперных менеджеров итальянец Алессандро Ариози. И данный сюжет очень важен для дальнейшей судьбы конкурса, призванного не просто раздавать награды, а открывать музыкальному миру новые имена.
Специальным гостем вечера стал победитель Международного конкурса имени П.И. Чайковского виртуозный тенор из Южной Кореи Сон Чи Хун, классно исполнивший запредельно трудную арию Тонио из оперы Доницетти «Дочь полка». В этом факте гостеприимства была своя справедливость — минувшим летом по инициативе Валерия Гергиева именно Хибла Герзмава возглавила жюри по специальности «Сольное пение» самого знаменитого нашего музыкального конкурса.
Новое поколение оперных певцов — с замечательными голосами, но еще не всегда готовое к реальным испытаниям здесь и сейчас
Сегодня, бесспорно, Хибла Герзмава — одна из самых значимых фигур нашей национальной культуры, которая, несмотря на собственную профессиональную востребованность, находит время, силы и желание задумываться и заботиться о судьбах молодого поколения. И уже в марте 2024 года команда II Международного конкурса вокалистов и концертмейстеров Хиблы Герзмавы объявит о приеме заявок.
Кстати
Сложносочиненность гастрольного графика дает возможность еще раз услышать Хиблу Герзмаву и лауреатов ее конкурса в нынешнем составе 22 января в Казани.
Источник: rg.ru