Два десятка спектаклей показали на выходных ведущие площадные труппы России в парке «Алые паруса». Фестиваль уличных театров «Откровенный человек» прошел в рамках более масштабного арт-фестиваля — Платоновского. В 2024 году его события равномерно распределили на весь июнь.
Карнавальные шествия и стационарные шоу для публики от мала до велика посетило более 27 тысяч человек. Воронежцы знакомились с ожившими скелетами динозавров и огромными куклами, обнимались с лешими и навками, раздували волны импровизированного моря. В финале уик-энда артисты вышли в гущу зрителей вместе с музыкантами московского Pakava Orchestra и пустились в пляс.
Всего за два дня в парке состоялось около 30 представлений от коллективов из Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Москвы, Самары, Альметьевска (Татарстан) и, конечно, Воронежа.
Первый уличный проект — «ВАУ театр» — здесь создали несколько лет назад под эгидой Платоновского фестиваля. Первые постановки выпускали с помощью профессиональных режиссеров, теперь пробуют работать без них. Результатом стал перформанс «1000 тонн под водой» о человеке, затерявшемся в океане мусора. Кроме того, площадные спектакли стали ставить на базе творческой лаборатории Razgar. Для ее команды худрук «Странствующих кукол господина Пэжо» Анна Шишкина придумала «Три урока русской словесности» — разбор «Руслана и Людмилы» с выдуманными учителями разных эпох.
Попробовать себя в уличном жанре решила и команда детского образовательно-театрального проекта «Шекспирия». Под руководством взрослых артистов школьники создали фантазию на тему истории Дивногорья: на месте древнего моря, где обитали моллюски и дикие лошади, появляется не менее дикий человек, и спасти мир от разрушения может только красота… В ход пошли самые дешевые материалы из строительных магазинов — полиэтилен, укрывной материал и куски гофрошлангов.
Если местные труппы только завоевывают доверие публики, то у более известных театров в Воронеже уже есть масса поклонников. Места на спектакли «Странствующих кукол господина Пэжо» (одной из старейших уличных трупп в России) занимают более чем за час. В этот раз коллектив показал променад «Карнавальцы» и построенную на игре с фольклором «Моготу», где можно увидеть реплики ритуальных масок из Русского музея, отсылки к советской кинокомедии «Небывальщина» и классическому труду Владимира Проппа о корнях волшебной сказки. Зрители погрузились в забавный мир духов, шишей, кикимор, банников, дурашливых мужиков и баб под оригинальную музыку с вкраплением аутентичных песен.
Тот же фольклор, но с другого ракурса, обыграл самарский театр «Пластилиновый дождь», выведя на фестивальную поляну гигантского Лешего в «латах» из коры и утопленницу в вихре шелестящих лент. Стильно оформленный, в меру пугающий «Обряд» с выбором невесты и магической защитой новорожденного был рассчитан на зрителей старше 12 лет. Они оказались способны и оценить изобретательно сделанные костюмы, и понять борьбу персонажей, среди которых как будто и не было однозначных «сил добра». «Ушел старый леший… Но всем в этом мире найдется замена» — до последней фразы, произнесенной замогильным голосом над телом сказочного героя, часть публики не дотерпела: беспокойные родители выдернули малышей из первого ряда и пустились наутек.
Организаторы фестиваля «Откровенный человек» попросили воронежцев учесть на будущее, что приводить дошколят на взрослые постановки совершенно не стоит, равно как и пытаться совместить просмотр спектакля с перекусом.
Уличный театр зачастую требует от зрителей менять свои стереотипы поведения. Уступать облюбованное место тем, кто ниже ростом. Думать о том, чтобы не мешать окружающим. Обмениваться репликами с незнакомыми людьми по ходу действия. Быть готовым стать частью спектакля — и, не исключено, очень забавной частью. Преодолевать инерцию повседневной жизни готовы не все, некоторые скептически относятся к площадным представлениям. Но скепсис и агрессия — тоже почва для искусства, что вполне убедительно продемонстрировал променад «Горожане» от театра-улицы «Ларамбла» из Ростова-на-Дону.
Его главный герой — комичный пенсионер с накладными усами, убегающий от шести кукол-ходулистов с заполошными криками: «Безобразие» Был нормальный парк, а теперь ходят какие-то клоуны! Вы думаете, это смешно? Кому это смешно?!» По пути старичок цеплялся к прохожим, то заставляя их тащить его баул, то вступая в дискуссии. Один из случайных встречных оказался действительно возмущен присутствием артистов, так что им с персонажем «Горожан» было что обсудить.
«Мой образ собирательный, я даже говорю фразами из комментариев ростовчан в интернете. И в общем-то я этих критиков понимаю — уличное искусство вторгается в нашу жизнь без спроса! — рассказал создатель «Ларамблы» Александр Соловьев. — Мы с коллегами работаем этюдным методом, отталкиваясь от формы. Купили, допустим, какие-то маски и костюмы — выходим с них на улицу и действуем исходя из реакции людей, а потом это превращается в сюжет спектакля. Так было с променадом «По улицам слона водили»: у нас появился огромный надувной слон, думали-думали, что с ним делать… Вспомнили про юбилей Крылова, который как ровесник Пушкина всегда как-то задвинут в тень, и решили пойти поздравить Ивана Андреича с днем рождения. И вот февраль. Мы объявили, что выйдем со слоном, получили порцию возмущения от зоозащитников… и полторы тысячи зрителей, часть которых тут же обиделась, что их надули. До сих пор получаем отзывы — мол, «я с ребенком ехала из области, чтобы посмотреть живого слона!».
Среди новых фаворитов публики — петербургский проект «Вокруг», один из флагманов российского уличного театра. На фестивале прошли два его белых-белых шоу — «Лунь» для детей (история о рождении новой планеты) и «Светлая история» для взрослых (старое название — «Большой бездомный Бог»). Последняя поразила воронежцев огромной куклой с мягкой маской, способной менять мимику. Прообразом героя стал художник Сергей, живущий на улице. Беседа с ним дала режиссеру идею для спектакля. В конце представления прозвучала запись разговора с Сергеем. «Дом — это объем воздуха, который помогает тебе жить. У некоторых он помещается в скафандре… Все зависит от умения жить. Вот собаки носят дом на себе. Как у них там и души умещаются, и все остальное, — до сих пор удивляюсь…», — некоторые рассуждения интересно соотносились с мироощущением писателя Андрея Платонова, именем которого назван воронежский фестиваль.
Программу показов сформировали совместно с Российским союзом уличных театров и артистов. По словам его руководителя Олега Скотникова, задачей было прежде всего представить воронежцам разные формы уличного искусства. Отбирали яркие, позитивные и универсальные постановки в жанре променада и спектакля «на точке», быстро адаптируемые к любой площадке.
Дело в том, что постоянного места для выступлений таких коллективов в Воронеже нет. Ранее на Платоновском уличные театры выступали в центре города: шли парадом по проспекту Революции или улице Кирова, давали представления на площади Ленина и Советской площади. В 2023-м — в том числе из соображений безопасности — праздник перенесли в парк «Дельфин». В 2024-м выбрали зеленую зону побольше, но тоже на Левом берегу, что не очень удобно жителям других районов.
При этом проспект Революции был абсолютно свободен. По просьбам воронежцев автомобильное движение в порядке эксперимента перекрыли на день, и широкая улица, несмотря на отсутствие тени от деревьев, стала отличным прогулочным местом. Но из развлечений на ней была только еда и песни самодеятельных музыкантов — скромновато для летнего уик-энда в миллионном городе. Локации для спектаклей здесь можно было бы устроить через каждые сто метров. Крупной проблемой, конечно, стал бы дефицит бесплатных туалетов. (На весь проспект в Воронеже такой санузел лишь один — маленький и не отвечающий требованиям доступной среды.) С другой стороны, возможно, это подвигло бы власти ее решить.
В любом случае, с наступлением мирного времени городу стоит всерьез задуматься о том, как в нем будет существовать уличный театр — доступное искусство, набирающее популярность по всей России.
«Надеюсь, в какой-то момент у Платоновского фестиваля будет четкий отдельный бюджет на направление уличных театров, а значит и возможность отбирать коллективы исходя из концепции. Пока это могут позволить себе лишь очень крупные форумы, — подчеркнул Олег Скотников. — За последние несколько лет уличный театр в РФ получил очень заметное развитие. Толчок дала пандемия, когда играть спектакли в залах было нельзя. Появилось несколько новых коллективов и фестивалей именно уличного театра. Спектаклями заинтересовались организаторы маркетов, выставок и других мероприятий, не связанных с культурой напрямую. Появились новые возможности финансирования (государственные гранты), образования артистов и менеджеров (например, на базе арт-школы «Таврида» или на фестивалях).
Источник: rg.ru