Попытка корреспондента «РГ» получить штраф за нарушения правил езды на самокате не увенчалась успехом


Во вторник, 26 марта, в столице открылся сезон проката средств индивидуальной мобильности. Москвичи могут арендовать 60 тысяч электросамокатов, 3 тысячи электровелосипедов, а в апреле на городские стоянки подвезут еще и 8 тысяч механических великов. Главная новинка сезона — появление номеров на электросамокатах, цель которых облегчить камерам видеонаблюдения выявлять нарушителей Правил дорожного движения. Корреспондент «РГ» решила проверить, как это работает, и сделала все, чтобы нарваться на штраф.

Возле редакции мне приглянулся самокат под номером PB7-739. Признаюсь, если не считать пары пробных поездок, этот выезд был для меня первым. Тем не менее я, конечно же, знаю, что ездить посередине проезжей части на самокате нельзя. Но я все-таки рванула по выделенной полосе на Ленинградском проспекте навстречу потоку в сторону Белорусского вокзала. Затем, переехав проспект, слилась с потоком в средней полосе. Остановившись на светофоре, заметила, как водитель «мерседеса» из соседнего ряда, глядя на меня, крутит пальцем у виска. Но я была довольна: дорожных камер тут предостаточно, мои «подвиги» наверняка зафиксируют. Признаюсь, ехать было страшно, но мне все-таки хотелось убедиться, действительно ли хоть кто-нибудь остановит столь явного нарушителя на дороге. Но сотрудники полиции, которые, как всегда, стояли при въезде на Тверской путепровод, не обратили внимания ни на меня, катившую на самокате по центру дороги, ни на доставщика пиццы, катившего следом на электровелосипеде.

Все нарушения разбирают индивидуально, если их очень много, можно получить блокировку аккаунта

Переведя дух на площади Белорусского вокзала, поехала за ребенком в школу, сознательно не спешившись на пешеходном переходе, пугая прохожих и слыша в свой адрес не самую литературную речь. Домой на обратном пути поехали вдвоем с сыном, правда, не быстрее 10 километров в час, но вдвоем ведь нельзя. Еще часть пути я дала десятилетнему мальчику порулить. Самокат не заглох, ехал как ни в чем не бывало.

Итог моей 40-минутной поездки — списанные с карточки 390 рублей за прокат и отдельно 35 рублей за страховку. Отмечу, что от страховки можно было отказаться, но я решила этого не делать — она покрывает до 500 тысяч рублей ущерба здоровью того, кто арендовал самокат, и до 300 тысяч рублей — за ущерб здоровью или имуществу третьих лиц.

А вот штрафа ни одного я так и не получила, даже спустя пять часов после рискованной поездки. По моим же примерным подсчетам, я обязана была пополнить бюджет города минимум на две-три тысячи рублей. Ведь за нарушение ПДД (статьи 12.29 и 12.30 КоАП РФ): выезд на средствах индивидуальной мобильности на середину проезжей части, езду по скоростным трассам положен штраф — 800 рублей. За создание помех в движении транспорта — штраф 1000 рублей. Если эти же нарушения совершить в пьяном виде, штраф вырастет до 1,5 тысячи рублей — но испытывать и это нарушение я не стала. Такой же размер штрафа предусмотрен за ДТП, в котором есть пострадавшие.

Уже возвращаясь в редакцию пешком, заметила, что далеко не на всех самокатах есть номера. Например, мне попались пять штук электросамокатов «Яндекса», номеров на них не было. Не было номеров и на некоторых других самокатах менее популярных кикшеринговых компаний. Однако, как уверяют в департаменте транспорта Москвы, все самокаты в ближайшее время пронумеруют. Помимо номера, планируется ввести идентификафию и рейтинг пользователя. Как объясняет руководитель проектов новой мобильности дептранса Полина Стасюк, идентификация позволит исключить случаи, когда за рулем оказывается несовершеннолетний. Впрочем, она не уточнила, каким образом это будет происходить. По данным столичных властей, с 1 марта по 30 сентября 2023 года в Москве с участием СИМ зафиксировано 665 ДТП, в которых погибли два человека, около 700 пострадали. Это втрое больше, чем годом раньше. И каждый третий нарушитель катается на частных СИМ. Чаще всего аварии с участием электросамокатов происходят на перекрестках и выездах со дворов — 28 процентов, на пешеходных переходах — 21 процент, чуть меньше на тротуарах, пешеходных дорожках и в пешеходных зонах.

В службе поддержки кикшеринговой компании мне объяснили, что все случаи нарушения правил разбираются индивидуально. В компании добавили, что, может быть, именно в том месте, где я активно нарушала всевозможные правила, камер, способных распознать нарушителя по номерам самокатов, просто нет, а инспектора — живые люди, не роботы, они могли меня и не заметить. Оказывается, кикшеринговым компаниям выявлять нарушителей порой помогают и обычные граждане, присылая снимки нарушителей. Может быть, кто-то меня все же сфотографировал.

Словом, если нарушение зафиксировано — уведомление о штрафе придет на электронную почту и отобразится в приложении.

В общем, если на вас мчится самокатчик, хоть с номером, хоть без номера, лучше всего вовремя увернуться. Рассчитывать, что кто-то остановит лихача, как я пришла к выводу, не приходится.

Кстати

Предложения по улучшению работы проката можно направить на сайт дептранса Москвы: transport.mos.ru/bicycle/propose_parking

Источник: rg.ru