Малоприметный Московский театр драмы и комедии 23 апреля 1964 года завершил свою историю, превратившись в одночасье в самое авангардное и популярное место тогдашней столицы — Театр на Таганке. Именно в этот день состоялась первая премьера нового главного режиссера Юрия Любимова — «Добрый человек из Сезуана», на которую буквально ломилась вся Москва, а сам спектакль на долгие годы стал визитной карточкой «Таганки». Именно на этой сцене зритель впервые увидел многих талантливых артистов, будущих народных любимцев: Леонида Филатова, Ивана Бортника, Аллу Демидову, Валерия Золотухина…
«В традициях этого театра — музыка, разрыв, юмор — все что угодно. И, конечно, провокация. И в этом смысле театр чтит историю до сих пор, в этом мы не меняемся», — говорит нынешний директор Театра на Таганке Ирина Апексимова.
Как присоединиться ко дню рождения любимого театра? Рассказываем.
1. Побывать на поэтическом вечере «В поисках жанра», 23 апреля на Основной сцене
По традиции в свой день рождения Театр на Таганке представляет премьерный спектакль, но юбилей — тот самый повод, когда традицию можно и даже нужно нарушить. В год 60-летия в стены театра возвращается поэзия — то, без чего «Таганку» сложно представить. Владимир Высоцкий, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Юрий Левитанский — их произведения вновь прозвучат со сцены.
Ведущие артисты театра также прочтут стихотворения современных молодых поэтов — победителей конкурса «В поисках жанра». Именно так в 70-е годы называлась серия спектаклей-концертов, построенных на поэзии и музыке артистов «Таганки». Именно под таким девизом проходит 60-й, юбилейный сезон.
2. Сходить на премьерный спектакль «Деревянные кони», 7 июня на Основной сцене
Эта премьера вышла аккурат перед юбилеем Театра на Таганке. Спустя 50 лет ставший каноническим спектакль Юрия Любимова «Деревянные кони» возвращается на сцену — теперь в интерпретации режиссера Светланы Земляковой.
«Над своим спектаклем Юрий Любимов работал совместно с художником Давидом Боровским. У нас же художник — его сын, Александр Боровский, а художник по костюмам — внучка, Мария Боровская. Есть здесь какое-то абсолютное продолжение, посвящение, поэтический ореол, — говорит Светлана Землякова. — Наша история о мире, который уже исчез. Ведь что из себя представляла деревня? Проблемы, ценностные и нравственные категории — они все в пределах этого небольшого, на первый взгляд, пространства. Но там — целые жизни, на которые проецируется история большой страны. И пусть те времена уже в прошлом, но наш спектакль — это разговор о жизни вообще, о судьбе».
3. Посмотреть онлайн-спектакль «Павшие и живые» на портале «Культура.РФ»
Этот онлайн-спектакль создан по мотивам легендарной постановки Юрия Любимова и Петра Фоменко, выпущенной в Театре на Таганке в 1965 году. Тогда у них с подачи Константина Симонова возникла идея сделать постановку на основе стихов молодых поэтов, погибших на фронтах Великой Отечественной и навсегда оставшихся 20-летними: Павла Когана, Михаила Кульчицкого, Всеволода Багрицкого и многих других. Именно в этом спектакле впервые возник образ Вечного огня — еще до того, как его зажгли у могилы Неизвестного солдата…
Режиссером интернет-версии спектакля стал Анатолий Васильев, работающий в Театре на Таганке с 1964 года и отвечающий за художественную целостность «любимовского репертуара». В создании новой версии постановки приняли участие актеры Сергей Трифонов, Галина Володина, Артем Болотовский, Никита Лучихин, Кирилл Янчевский и Дмитрий Муляр.
Источник: rg.ru