В Доме русского зарубежья происходит диалог «красных» и «белых» художников


Заходя в выставочное пространство Дома русского зарубежья им. Александра Солженицына, невольно ловишь себя на мысли, что оказался в эпицентре каких-то инфернальных событий.

В Доме русского зарубежья происходит диалог "красных" и "белых" художников

Четыре всадника Апокалипсиса прорываются сквозь огонь на картине Бориса Анисфельда. В черном дыму на полполотна гибнущая империя у Льва Бакста. Страшное лицо голода — на графических листах Василия Чекрыгина. «Страшный суд» идет у Ивана Билибина. Но… Стоит приглядеться, и сквозь хаос и ужас уже виден свет «Отцов пустынников и дев непорочных» Михаила Нестерова. Акварельное «Рождество Богородицы» Натальи Гончаровой…

Это не столкновение миров — мир здесь как раз один. И тема одна. Устроители выставки называют ее русской темой. А вот художники разные: модернисты, символисты, космисты. И судьбы разные: одни остались в красной России, другие с белой эмигрировали.

На выставке «Ars Sacra nova. От мифа к символу» русские художники 1920-1940-х годов прошлого века встретились после больших разлук. «Наш дом сшивает русскую историю, русский народ, самый разъединенный народ Европы, — говорит директор Дома русского зарубежья Виктор Москвин. — Отсюда и идея выставки: мы показываем художников, у которых было объединяющее начало — любовь к России, к русской истории и православию. Политика разъединила их, но ценности остались прежними».

Куратор — искусствовед Любовь Агафонова. В Доме русского зарубежья она уже сделала немало выставок под общей вывеской «Изменившие мир». О Коровине и его круге, о «Голубой розе» и Николае Рябушинском, об авангарде и реализме в среднеазиатском искусстве… «От мифа к символу» — логичное продолжение тех проектов. Почти все выставляется впервые, помогли частные коллекционеры и зарубежные друзья России, благодаря которым редкие картины вернулись на родину даже в условиях санкций.

Из тех, кто был, по определению Мережковского, не в изгнании, а послании, — скульптор, иконописец Дмитрий Стеллецкий, расписавший храм Сергиевского подворья в Париже. Впервые в Москве его «Портрет епископа Иннокентия».

Еще одно приобретение — картина Леонида Браиловского, архитектора и художника, автора надгробия на могиле Чехова.

Вся экспозиция как историческая драма. От зала к залу, как от сцены к сцене, сменяются эпохи. Этюд к триптиху Павла Корина «Александр Невский», написанный в годы Второй мировой войны. Суровые и тревожные работы Клавдия Лебедева о Смутном времени. Малоизвестная картина «Возвращение блудного сына» Раисы Флоренской, сестры «русского Леонардо» — Павла Флоренского. В отдельном зале выставки — «райской комнате» — художники группы «Маковец» — последователи космистов Николая Федорова и Константина Циолковского. Василий Чекрыгин с душами, улетевшими в рай, Лев Жегин (Шехтель), та же Флоренская…

Над райскими зарисовками склоняется деревянный «Ангел пустыни» Сергея Конёнкова. Почему он здесь? Космистом скульптор не был. Ответ, вероятно, в биографии мастера. Его жена, Маргарита Коненкова, была разведчицей, вместе они уехали в США, где сдружились с Эйнштейном и Оппенгеймером… Не без помощи мужа Маргарита добывала сведения о секретных работах над атомной бомбой за океаном. Но изменил ли Коненков своему призванию художника? Конечно, нет, как и своей миссии в искусстве: науке преодоления смерти.

Выставка «От мифа к символу» работает до 15 сентября.

Источник: rg.ru