В московском «Октябре» открылась ретроспектива фильмов одного из самых заметных кинематографистов современности Сергея Дебижева. Прославился он, прежде всего, тем, что поднял документальное кино на совершенно новый уровень. Речь не только о российской документалистике — ему рукоплещет весь мир. И даже сейчас, когда Запад играет в «культуру отмены», от работ Дебижева не могут себе позволить отказаться крупнейшие фестивали от Испании до США. Более того, российский режиссер по-прежнему получает призы. Что уж говорить о Востоке, где недавно фильм Сергея Дебижева «Святой Архипелаг» удостоили «китайского Оскара». Так в Поднебесной называют главную награду Академии документального кино.
Всего Дебижевым снято более 30 художественных и документальных картин, каждая из которых внесла в багаж киноискусства необычайно яркие и зрелищные приемы. Взять хотя бы приключенческую мистификацию «Золотое сечение», которая в свое время стала новаторской по динамике и количеству монтажных склеек и предвосхитила появление жанра приключенческих мистических блокбастеров.
Сам режиссер вспоминает: снятая в 2009 году, кинокартина шла вразрез с общепринятыми представлениями о кино и не была принята в тот момент критикой, но со временем примененные в ней приемы монтажа и подхода к изображению стали использовать многие кинематографисты по всему миру.
Лента, предлагающая новый взгляд на мироустройство, вошла в программу ретроспективы Сергея Дебижева, которая в эти дни идет в Москве (до 4 февраля), а с 31 января по 11 февраля будет доступна зрителям Санкт-Петербурга. Помимо «Золотого сечения», в афише еще 10 картин мастера, включая такие хиты, как «Раскаленный Хаос», «Святой Архипелаг», «Рок за гранью», «Последний рыцарь империи».
Впервые за 30 лет на экране можно увидеть фильм «Два капитана-2» с Сергеем Курехиным. Этот авангардный музыкальный фильм-мистификация стал настоящей сенсацией в 90-е годы в арт-среде и собирал полные залы передовой и творческой публики. В столичном «Октябре» и питерском кинотеатре «КАРО 9 Варшавский экспресс» ленту демонстрируют с пленки.
Главное событие фестиваля одного режиссера — премьера документального фильма «Город Золотой». «Это о тайнах музыки и ее влиянии на сознание человека», — так говорится в официальной аннотации. А вот что говорит режиссер: «Для меня этот фильм стал надеждой, надеждой на то, что в мире есть место чуду и творческому самопожертвованию».
Известно, что в премьерной ленте о музыке и не только рассуждает Андрей Решетин «Рюша», скрипач, исследователь русской музыки и языка эпохи Барокко. Ранее на страницах «РГ» было опубликовано откровенное интервью Решетина об его уходе добровольцем в зону СВО, о явных и глубинных смыслах спецоперации, о друзьях и предателях… И вот теперь «Рюша» на большом экране. Фильм «Город Золотой» в Москве покажут 4 февраля, в Санкт-Петербурге, где живет Решетин, — 11 февраля.
От первого лица
«РГ» попросила режиссера рассказать о пяти самых заметных фильмах ретроспективы.
«Теория хаоса»
Показы: 27 января — Москва, 3 февраля — Петербург
Сергей Дебижев: «Этот фильм я делал специально для молодых людей, чтобы они могли разобраться в исторических процессах, — ведь последствия Первой Мировой войны и госпереворота 1917 года Россия да и весь мир в целом переживают по сей день. «Красный октябрь» — первая цветная революция, после которой мир пришел в перманентно конфликтное состояние. События столетней давности мы видим глазами молодого человека, которому волею случая приходится в них разбираться… Картина повествует о причинах октябрьского переворота, внешних и внутренних заговорах, приведших к крушению всего миропорядка… Фильм отвечает на одни судьбоносные вопросы и ставит новые: что за будущее мы хотим построить, каким мы его видим, в каком историческом опыте его искать?»
Пауза в Санкт-Петербурге
Показы: 27 января — Москва, 4 февраля — Петербург
Сергей Дебижев: «В 2020 году наш мир встал на паузу. Все замерло, стало слышно пение птиц, люди, запертые в своих домах, перестали понимать логику происходящего. Фильм пророчески предсказывает события, которые мы с тревогой и интересом наблюдаем сегодня. В киноленте отсутствует медицинский аспект карантина, меня интересовала исключительно художественная, духовная и культурная стороны события».
«Крым небесный»
Показы: 27 января — Москва, 8 февраля — Петербург
Сергей Дебижев: «Друзья! Откроем глаза широко, это зрелище для большого экрана! Космический взгляд на неизвестную планету… планету по имени ЗЕМЛЯ… Там есть места, над которыми Создатель потрудился особо… и явно остался доволен… Крым — именно такое место».
«Рок за гранью»
Показы: 3 февраля — Москва, 9 февраля — Петербург
Сергей Дебижев: «Русский рок я считаю одним из удивительных феноменов в нашей культуре. Фильм о главных лидерах этого движения, людях, которые расшатали сознание нескольких поколений молодых людей и превратили его из плоского в многомерное».
«Святой архипелаг»
Показы: 3 февраля — Москва, 10 февраля — Петербург
Сергей Дебижев: «Феноменальный успех фильма на всех крупных кинофестивалях говорит о том, что люди не смирились с цифровым виртуальным будущим, что дух несоизмеримо выше материи. В фильме затрагиваются глубинные смыслы бытия, веры, надежды и любви. Мы обращаемся напрямую к душе и сердцу человека. Мы показываем иную модель бытия, ведь человек по своей сути — творец, и этим он подобен Богу и призван к тому, чтобы жить по-настоящему светлой и осмысленной жизнью».
Источник: rg.ru