В ГК «Дело» отметили затоваривание терминалов Московского транспортного узла


Несбалансированность экспортно-импортных контейнерных грузопотоков привела к скоплению большого числа порожних контейнеров на терминалах Московского транспортного узла (МТУ), ситуация будет только нарастать.

Об этом «Интерфаксу» сообщил старший вице-президент по операционной деятельности и взаимодействию с госорганами группы «Дело» Денис Илатовский.

«Проблема с порожними контейнерами в МТУ отражается на всех, это приводит к затовариванию площадок, к экономическому ущербу в виде простоя этого оборудования, к ущербу в виде необходимости снижать ставки на возврат этих контейнеров окружным путем в Китай. Это экономическая проблема, пока она только нарастает, балансирующего решения пока не найдено», — сказал он.

По его словам, решение может появиться в результате совместной работы с РЖД и должно быть комбинированным, включать в себя меры регуляторного и коммерческого характера. Среди мер коммерческого характера можно назвать повышение ставки на хранение порожних контейнеров в МТУ для того, чтобы стимулировать владельцев контейнеров вывозить порожнюю тару. Кроме того, сбалансировать потоки, вероятно, поможет появление новых контейнерных линий на Северо-Западе России, которые часть своей емкости могут использовать для вывоза порожних контейнеров из России обратно в Азию.

Илатовский также отметил, что ситуация усугубляется дефицитом инфраструктуры Восточного полигона и невозможностью обеспечить перевозку порожнего парка при отсутствии резервов инфраструктуры. В связи с этим массово вывезти контейнеры китайских собственников, скопившиеся в России от импорта, по железной дороге обратно в Китай практически невозможно.

Масштаб проблемы, по расчетам рынка, достаточно серьезный. «По данным участников рынка, звучали цифры, что десятки тысяч контейнеров скопились в МТУ», — сказал он.

По словам Илатовского, в морских портовых терминалах на Северо-Западе и на Дальнем Востоке проблем с затовариванием нет. «Если контейнер доехал до портового терминала, то он уедет. Проблема дисбаланса как раз выражается в десятках тысяч порожних контейнеров, которые никуда не могут выехать из европейской части РФ, они стоят в стоках на терминалах», — пояснил он.

Говоря о заторах по вывозу импортных контейнеров с Дальнего Востока в прошлом году, топ-менеджер отметил, что РЖД и участники рынка подготовились к возможным пикам импортного потока. «Целый набор решений позволяет рассчитывать, что пиковый приток импортных контейнеров не приведет к затовариванию», — полагает он.

Среди последних трендов на контейнерном рынке он перечислил постепенное восстановление рынка на Балтике и увеличение перевозки удобрений в контейнерах. Илатовский также напомнил об инициативе группы компаний «Дело» с предложением по паритетному распределению квот на ж/д перевозку груженых контейнеров из МТУ на Дальний Восток между терминалами и ж/д перевозчиками. «ФАС официально поддержала принцип 50 на 50 и направила заключение в правительство по этой методике. Однако работа рабочей группы еще не закончена, надеемся, что она будет завершена в течение ближайших недель, и методика будет приложением к скорректированным правилам недискриминационного доступа (ПНД), которые планируются к принятию правительством осенью этого года», — резюмировал топ-менеджер.

Группа «Дело» управляет морскими контейнерными терминалами в Азово-Черноморском, Балтийском и Дальневосточном бассейнах, сетью железнодорожных контейнерных терминалов, парком контейнеров и фитинговых платформ. У Сергея Шишкарева, основателя холдинга, в нем 51%, еще 49% — у государственной корпорации «Росатом».

В транспортно-логистическое направление бизнеса группы «Дело» входит интермодальный контейнерный оператор «Трансконтейнер» и мультимодальный транспортный оператор «Рускон». В стивидорное направление — холдинг «ДелоПортс» и ведущий оператор контейнерных терминалов Global Ports.

Источник