В Москве и Санкт-Петербурге прошла премьера документального фильма «Город золотой» режиссера Сергея Дебижева, любимца критики и жюри международных кинофестивалей. Его предыдущая работа — лента «Святой Архипелаг» прорвалась даже сквозь «культуру отмены», собрав кинонаграды и США, и по всей Европе.
Фильм «Город золотой» не столь масштабный, как картина о жизни Соловецкого монастыря. Все происходит в Петербурге, в Ленинграде. И действующих лиц здесь, по большому счету, по пальцам одной руки можно пересчитать. Герой, на котором держится нерв фильма, — это Андрей Решетин, тот самый Рюша из культового состава «Аквариума», скрипач, музыковед, а еще доброволец, объездивший самые горячие точки спецоперации в составе фронтовых творческих бригад…
Дебижев рассказывает об одной из самых невероятных мистификаций XX века. О музыкальной пластинке «Лютневая музыка XVI-XVII веков», выпущенной фирмой «Мелодия» в начале 70-х годов. Авторы фильма утверждают, что такой диск был практически в каждой советской семье… «В то время почти все, что попадало на прилавки музыкальных магазинов, имело идеологическую составляющую, к этому все привыкли. А здесь слушатели погружались в совершенно удивительные, параллельные миры», — рассказывает режиссер Сергей Дебижев. На одну из «лютневых» мелодий — «Канцону» Франческо да Милано — Анри Волохонский написал стихи, которые начинаются строчкой «Под небом голубым есть город золотой». Первым эту балладу исполнил Алексей Хвостенко. Потом подхватили другие, в итоге «Город золотой» по версии журнала «Time Out» вошла в список «100 песен, изменивших нашу жизнь».
Через двадцать лет вдруг оказалось, что у заявленных на обложке композиторов эпохи Возрождения таких произведений нет и быть не могло. Их автор — фронтовик, гитарист, композитор-самоучка Владимир Вавилов — умер вскоре после выхода пластинки в свет. В 90-е годы дочь Вавилова Тамара объясняла: «У отца не было профессионального композиторского образования, поэтому его бы никогда не издали в СССР, но он очень хотел, чтобы его музыка стала известна».
Чтобы зрители смогли представить себе Вавилова, создатели фильма пошли на свою маленькую мистификацию — сняли в роли композитора Сергея Уманова и «задрапировали» видео под хронику. Свое хулиганство авторы не скрывают.
Возвращается к нам в документальном полотне Дебижева и легендарный ленинградский художник-философ, апологет старинной музыки, автор и исследователь фресок Борис Аксельрод. Все прошли через его легендарную квартиру в центре Ленинграда, в том числе и Волохонский с Хвостенко. «Это было волшебное место, куда можно было зайти и оказаться в раю», — вспоминает Рюша.
Это здесь Волохонский увидел «Город золотой» — художник долго работал над гигантских размеров (254 квадратных метра) мозаичным панно «Небо» для Таврического сада. Огнегривый лев, золотой орел небесный, и другие Животные Невиданной красы — все были на том панно, которое, увы, не сохранилось, зато осталась баллада.
Источник: rg.ru