В Театре сатиры Сергей Газаров разрушил стереотипы о Салтыкове-Щедрине


Художественный руководитель Театра сатиры Сергей Газаров назвал этот спектакль этапным для театра. И подчеркнул: «Сны мальчика», поставленные молодым режиссером Евгением Закировым по сатирическим сказкам Салтыкова-Щедрина, открывают нам классика по-новому, разрушают все стереотипы о желчном, остром писателе, наполняют спектакль ощущением нежности.

В Театре сатиры Сергей Газаров разрушил стереотипы о Салтыкове-Щедрине

На мой взгляд, если нежность здесь и присутствует, то весьма затаенно: авторы зрелища объединили четыре сказки Щедрина («Премудрый пескарь», «Верный Трезор», «Коняга» и «Дикий помещик») сквозной историей — «Рождественской сказкой», повествующей о добром мальчике, который пытается применить на практике те христианские постулаты, которые внушает ему на уроках учитель богословия. Разумеется, при столкновении с действительностью постулаты эти зачастую нарушаются самым грубым образом.

Пожалуй, самое симпатичное в этом камерном спектакле — работа с масками и куклами. Писатель (Роман Керн), несколько утрированно загримированный под Щедрина, так обаятельно обращается с куклой Мишей, что она и впрямь одухотворяется, оживает в его руках и в руках его коллег по сцене.

Мама Миши (Мария Протасова), укладывает чересчур впечатлительного сына в постель, а сама тем временем перевоплощается то в Премудрого пискаря, то в купчиху Воротилову, то в других персонажей щедринских сказок. Такие же превращения претерпевают и другие обитатели мишиной жизни: нянька Степанида (Карина Муса), служанка Граня (Елена Ташаева), учитель Павел Филиппович (Максим Демченко).

Словно в тягучих гриппозных снах Миша видит свои сказки — жутковатые истории то про подводное царство, где трусливая «мудрость» мешает прожить полноценную жизнь, то про соседский двор, где беззаветно верная собачья служба оборачивается в ответ черной неблагодарностью… Истории про одичавшего помещика и замученную непосильным трудом конягу выглядели бы настоящими ночными кошмарами, если бы ни смягчались юмором. Этот юмор — и в причудливых масках (чего стоит, например, гигантский Медведь с саквояжем, явившийся к дураку-помещику), и в актерской игре молодых артистов, старательно использующих все краски — от пародии до жесткого комикования. Иногда, правда, чувство меры им изменяет, но, надо полагать, это происходит от режиссерской задачи.

В Театре сатиры Сергей Газаров разрушил стереотипы о Салтыкове-Щедрине

Фото: Пресс-служба Театра сатиры

Евгений Закиров признался: его интерес к малопопулярным сегодня сказкам Щедрина объясняется вовсе не давней, со школьных лет, любовью к классику, а восхищением от того, как автор сумел в суперкоротких текстах выразить все — и характер персонажа, и его судьбу, и отношения с социумом. Выразить это богатство образов столь же адекватно, только театральным языком — и был тот вызов, на который искал ответ постановщик. А вместе с ним — его команда: художник Ирина Уколова, специалисты по сцендвижению Александр Коручеков и Иван Чабанов.

«Рождественская сказка» у Щедрина заканчивается печально: мальчик умирает. Однако авторы спектакля прочли этот финал оптимистически: умирает наивное дитя, но рождается юноша, мужчина, писатель, который одарит нас впоследствии своими чудесными произведениями. Возможно (как знать!) именно в детских снах они и навеяли ему свои сюжеты.

Источник: rg.ru