В Москве 23 февраля открываются гастроли оперной труппы Мариинского театра. Этот визит — часть обменных гастролей, которые два прославленных театра возобновили после двадцатилетнего перерыва. В рамках фестиваля в честь 180-летия со дня рождения Римского-Корсакова жители Москвы увидят «Псковитянку», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и «Ночь перед Рождеством». За дирижерским пультом все три вечера — Валерий Гергиев.
Перед началом гастролей генеральный директор теперь уже обоих театров рассказал о планах Большого и Мариинки на весну нынешнего года и в целом на будущее. «РГ» публикует текст интервью Маэстро, полученного с помощью пресс-службы Мариинского театра.
Про юбилеи
— Еще недавно трудно было представить, но сейчас я отвечаю за оба коллектива, и мне кажется интересным дать возможность как музыкантам, так и артистам хора, и солистам оперных трупп, а со времени балетных трупп двух главных театров России выступать вместе. Возможность для этого есть. И я хотел бы сообщить о том, что впервые в городе Тихвине, на родине Римского-Корсакова, где мы будем чествовать великого композитора, силы Мариинского и Большого театра России выступят вместе. Коллектив Большого еще не выступал в Тихвине никогда.
Кроме того, мы постараемся представить силы как Большого, так и Мариинского театра и на родине Модеста Петровича Мусоргского, 185-летие которого будет отмечаться в марте. Наконец, мы сделаем все, чтобы возможности театра в Смоленске позволили нам выступить единым коллективом с двумя великими операми Глинки в начале июня, когда состоится крупное музыкальное празднество — чествование Михаила Ивановича Глинки, отца русской музыки. Можно сказать также о том, что и в Воткинске, недалеко от дома, где родился Пётр Ильич Чайковский, могли бы также выступить представители обоих коллективов.
Февраль сейчас начинает особый период, очень наполненный замечательными великими произведениями, их исполнениями. Меня это радует. После февральских и мартовских акций мы, конечно, не пройдем мимо 225-летия Александра Сергеевича Пушкина, ведь в наших театрах очень многое связано с его творчеством. Гений русской поэзии невероятно широко был востребован, к нему обратились лучшие творцы, которые шли за ним. И неважно, что он поэт, а они композиторы. Достаточно напомнить, что и «Руслан и Людмила», и «Золотой петушок, не говоря уже о «Пиковой даме», «Онегине», о «Мазепе», о царе Салтане — все это Пушкин. К юбилею поэта они будут звучать в специальной фестивальной программе.
О репертуаре
Я с большим трудом могу себе представить, чтобы на сцене Большого театра Москвы долго не шла опера «Пиковая дама». Или «Евгений Онегин». На какое-то время — ничего страшного. Но если речь идет о нескольких сезонах, мне кажется, это не то, чем можно так уж сильно гордиться. А если говорить о балете, то — странным образом — даже «Спящая красавица» уже какое-то время не идет на сцене Большого. Конечно, в этом нет никакой трагедии — но и повода радоваться совершенно нет. Поэтому «Спящая красавица» вернется на сцену Большого немедленно.
У русского оперного театра — фантастический, богатейший репертуар: не два, не три, не пять композиторов, а гораздо больше, которые оставили совершенно роскошное, золотое наследие. При этом нельзя забывать о том, что «Чародейка» — это тоже великая опера Чайковского, не только «Пиковая дама».
Роль великих оперных русских спектаклей невозможно переоценить. И как никогда важно сегодня укреплять ее, причем делать это на очень высоком художественном уровне. Поэтому на сцену Большого театра вернутся «Хованщина» и «Князь Игорь». А легендарный спектакль Большого «Борис Годунов» скоро появится на сцене Мариинского театра. А в Москве сейчас поставлен спектакль «Снегурочка» на музыку Чайковского. Но это не отменяет необходимости вернуть на сцену большого «Снегурочку» Римского-Корсакова.
Я достаточно внимательно изучил состояние репертуара уже теперь в Москве. Мне кажется, мы спокойно будем делать шаг за шагом, чтобы афиша — как московская на сцене Большого, так и петербургская — обогатились как раз в связи с тем, что театры могут сотрудничать. Может быть, как они сотрудничали очень давно, хотя памятные гастроли состоялись на сценах обоих театров еще до Второй Мировой войны.
К примеру, оперы Прокофьева, например, «Семён Катко», или балеты — «Золушка», «Ромео и Джульетта» — будучи поставленными на одной сцене, тут же переходили — или доставлялись, если так можно сказать — на сцену другого великого театра России, тогда ещё Советского Союза. Эта традиция будет возобновлена достаточно масштабно.
Конечно, мы не забываем о том, что есть Верди, что есть Пуччини. Сейчас мы поставили в Мариинском театре «Пуритан» Беллини, на очереди — «Гугеноты» Джакомо Мейербера. Не удивлюсь, если эти премьеры тоже будут показаны уже в этом году на сцене Большого театра. Думаю, что это будет естественным продолжением жизни таких новых постановок.
О гостях из регионов
Оба театра имеют весьма немалые возможности для того, чтобы приглашать региональные коллективы выступить на своих сценах. Может быть, не на постоянной основе, но все-таки по несколько раз в сезон.
Когда-то во времена СССР проходили Декады национального искусства, и на сцене Большого театра мог выступить любой национальный театр союзных республик — из Ташкента, Еревана, Баку, Тбилиси, Минска, Киева. Подобные празднества открывали великие голоса, и таким образом Москва могла услышать действительно выдающихся певцов, которые, наверное, с огромным ощущением гордости за свою родную сцену могли выступать в Москве и делали это очень здорово.
История помнит успех таких незабываемых артистов, как, например, Гоар Гаспарян — это совершенно точно был невероятный успех. Я уже не говорю о композиторских работах — национальные композиторские школы были представлены на столичных сценах довольно сильно: «Гаяне» и «Спартак» Арама Хачатуряна, «Легенда о любви» Арифа Меликова, «Тысяча и одна ночь» Фикрета Амирова. Из Грузии — целая группа выдающихся композиторов могла увлечь тысячи и тысячи поклонников оперы или балета.
Я считаю это очень важным. Совсем недавно я приглашал спектакль Самарского оперного театра «Мастер и Маргарита» на музыку Сергея Михайловича Слонимского. Это был впечатляющий опыт: коллектив показал себя очень хорошо, и спектакль понравился очень многим. Также мы приглашали спектакль «Лакме» Лео Делиба из Красноярского оперного театра. И дальше обязательно будем искать возможности, чтобы десяток театров России в ближайшие 12-15 месяцев смогли выступить на главных столичных сценах.
Мы хотим в ближайшие годы, сделать это не только традицией, но каждый раз — очень успешным явлением. Думаю, что мы не очень хорошо представляем себе, чем сейчас богаты региональные театры. Это тоже, если хотите, часть в какой-то степени новой программы, как для Большого, так и для Мариинского театров.
Источник: rg.ru