Валерий Гергиев привез в Москву оркестр и солистов Мариинки


Уже стало традицией, что выступления петербургских музыкантов во главе с Валерием Гергиевым в зале «Зарядье» возникают спонтанно. «Январский блиц» составили опера Пуччини «Тоска», симфонии великих русских композиторов — Седьмая «Ленинградская» Шостаковича и Седьмая Прокофьева, а также вечер из сочинений Равеля — «Дафнис и Хлоя», «Вальс» и «Болеро».

Валерий Гергиев привез в Москву оркестр и солистов Мариинки

Гастроли пришлись на дни поминовения — 80-летия освобождения Ленинграда от блокады. Поэтому эмоциональным центром визита стало исполнение «Ленинградской» симфонии.

Впервые ее исполнил 5 марта 1942 года в Куйбышеве (Самара) оркестр Большого театра под управлением Самуила Самосуда. Московская премьера прошла 29 марта, а 9 августа 1942 года произведение прозвучало в блокадном Ленинграде, тогда оркестром Ленинградского радио дирижировал Карл Элиасберг, а само исполнение стало символом несломленной силы духа: едва живые от голода музыканты выступали в переполненном зале, симфония транслировалась по громкоговорителям и по радио. Это исполнение вошло в историю как послание миру из осажденного города и знамение будущей победы.

Новая глава истории двух главных театров России начнется в феврале обменными гастролями: прозвучат оперы Римского-Корсакова

Гергиев студентом присутствовал на репетициях Карла Элиасберга. И уже несколько десятилетий «Ленинградская» симфония является одним из самых важных, сакральных произведений в его репертуаре.

Совершенно иным контекстом сопровождалось исполнение оперы Пуччини «Тоска». Уже два месяца как Валерий Гергиев является генеральным директором не только Мариинского, но и Большого театров. Но все московские выступления маэстро (была, например, «Золушка» Россини накануне Нового года) пока что представляют его лишь как лидера Мариинки. Было официально объявлено, что 19 января Валерий Гергиев впервые в новом качестве встанет за дирижерский пульт оркестра Большого театра и проведет оперу Вагнера «Лоэнгрин», но в последний момент выступление было отменено без объяснения причин. Известно лишь, что маэстро дважды смотрел этот спектакль из зрительской ложи (а также в день своей «инаугурации» видел постановку «Саломеи»), проводит много встреч и совещаний, для чего руководители подразделений Большого уже не раз ездили в Петербург…

В «Тоске», показанной в «Зарядье», единоначалие маэстро сразу в двух главных театрах страны отразилось лишь в участии детского хора Большого. Само же исполнение шло при участии ведущих мариинских солистов. В титульной партии выступила роскошная сопрано Елена Стихина, недавно ставшая мамой, что, впрочем, не заметно в ее безумном гастрольном графике, охватывающем все обитаемые континенты; в образе демонического барона Скарпиа предстал монгольский баритон Ариунбаатар Ганбаатар, в роли пылкого художника — тенор Сергей Скороходов.

Начало представления задержали на полчаса. В раздосадованной публике шутили, что пора букмекерам принимать ставки на длительность задержки, так как в случае выступлений маэстро это нередкая ситуация. Впрочем, дабы зрителям не пришлось возвращаться за полночь, перед началом объявили, что представление пройдет с одним, а не двумя антрактами (сочувствуем буфету)…

Так же неожиданно концертное исполнение трансформировалось в полусценическую версию. Концертную сцену, не имеющую необходимых для спектаклей глубины и карманов, заполнила какая-то старая театральная бутафория, а Мариинский оркестр в невероятно усеченном составе скромно теснился в углу. Отчего солисты, к тому же загруженные банальными режиссерскими задачами, не создающими ни достоверной среды, ни необходимого эмоционального настроения, не имели возможности полноценно взаимодействовать с дирижером и оркестром. В итоге исполнение оставило сумбурно-недосказанное впечатление.

Но уже совсем скоро, в конце следующего месяца, грядут масштабные обменные гастроли двух театров, отданные операм Римского-Корсакова. Мариинский в Большом покажет «Псковитянку», «Ночь перед Рождеством» и «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (23, 24 и 25 февраля соответственно), а Большой в Мариинском — «Царскую невесту» (27, 28 и 29 февраля). Надо полагать, с этого момента фактически и начнется новая глава в истории двух таких близких, но абсолютно разных грандиозных театров.

Источник: rg.ru